Статьи тренеров

Управление бизнесом должно начинаться с точного прогнозирования спроса

Автор: ИгорьЧугунов,

DipMgmt Open University Great Britain, бизнес-консультант.

В профессиональном управлении существует несколько аксиом. Аксиома, как известно, не требует доказательства, так как ее истинность очевидна, что вытекает из векового опыта. Требует ли доказательства аксиома о том, что управление бизнесом  в условиях конкурентного рынка должно начинаться с точного прогнозирования спроса на продукцию? Для людей, склонных к предварительному планированию своих действий и качественному управлению, это очевидно. Для людей склонных сначала совершать действия, а затем оценивать их целесообразность, это не так. Вторая группа бизнес-руководителей однозначно существует. Об этом, например, красноречиво свидетельствует большое количество недостроенных зданий и объектов  по всей стране, инвестиции в строительство которых были сделаны непосредственно перед началом мирового финансово-экономического кризиса в 2008 году. Тезис о том, что это такая специальная стратегия, связанная с «замораживанием» капитала в железобетоне и кирпиче,  не выдерживает критики и вызывает улыбку. Получается так, что аксиома о необходимости точного прогнозирования спроса на продукцию все-таки требует доказательств. Для первой группы руководителей эти доказательства подтвердят и укрепят их убеждение в необходимости точного прогнозирования спроса и качественного управления на основе знания спроса в стиле PDCA (Планируй – Выполняй план – Измеряй отклонения результатов от целей – Улучшай деятельность за счет устранения отклонений), а руководителей из второй группы, способных к рефлексии своего и чужого опыта, может быть, приведут к выводу о необходимости точного прогнозирования спроса.

Функция управления «Прогнозирование спроса» является сложной управленческой функцией. С ней связан специальный курс  обучения в современных  бизнес-школах, выпускающих MBA-руководителей. Прогнозирование спроса – это работа со статистическими рядами данных о спросе и математическими  моделями его прогнозирования. Для части руководителей это сложно в силу их личностных особенностей, что подталкивает их к замене функции «Прогнозирование спроса» на функцию «Планирование продаж», в основе которой лежит интуитивно-эвристический метод «Я так думаю». В результате план продаж назначается, исходя из желания руководителей увеличить объем чистой прибыли, которой обычно не хватает. Реализуя стратегию «Без продаж ничего не бывает» они забывают, что вместе с продажами растут не только доходы, но и расходы, и часто быстрее, чем доходы. Так предприятие наступает на «обучающие грабли»: чем больше мы продаём, тем меньше мы зарабатываем. Рефлексия неудачного опыта приносит прозрение, что в ситуации конкурентной борьбы надо управлять оптимальным уменьшением или ограничением  расходов.

Если вы, уважаемый читатель, скажете, что это и так понятно, то как тогда объяснить практику управления существующую в большом количестве компаний, хотя хочется сказать «в огромном количестве компаний», где руководители просто не знают ни одной методики прогнозирования спроса, кроме интуитивно-эвристических типа «не хуже, чем в прошлом периоде», «мы должны расти» или «надо больше и ещё больше».

Подробнее: Управление бизнесом должно начинаться с точного прогнозирования спроса

Бизнес-процессы: кому и зачем это надо. Часть 1

Бизнес-консультант: Александр Буйваленко  ←

 

Очень часто руководители, интересующиеся темой бизнес-процессов, задают «стандартный» набор вопросов. Их можно сгруппировать в определенный перечень и дать следующие краткие ответы:

  1. Для каких подразделений в компании это может быть актуально? - Для всех.
  2. Позволит ли данный подход улучшить результаты деятельности компании? - Позволит и существенно.
  3. Должны ли руководители разбираться в бизнес-процессах? - Однозначно да.
  4. Кто должен быть заинтересован в улучшении бизнес-процессов? - В принципе – все.
  5. Надо ли всю компанию переводить на процессно-ориентированный подход? - Нет, но желательно.
  6. Кто или какое подразделение должно отвечать за данное направление (функцию)? - Только не HR или IT отделы. Создается специальная должность (подразделение).
  7. Когда заканчивается деятельность по оптимизации бизнес-процессов? - Никогда.
  8. Сколько требуется времени, чтобы перейти к управлению на основе бизнес-процессов? - Все зависит от масштабов компании, воли руководства и способностей сотрудников.
  9. Почему западные компании акцентируют внимание на бизнес-процессах? - Потому, что альтернативы существенного повышения эффективности практически нет.

Поясню более детально каждый из вышеперечисленных ответов.

Подробнее: Бизнес-процессы: кому и зачем это надо. Часть 1

«Менеджмент предприятия обязан уметь генерировать прибыль и деньги»

Автор: ИгорьЧугунов,

DipMgmt Open University Great Britain, бизнес-консультант, бизнес-тренер.

Что означают термины «финансовое состояние предприятия» и «эффективное предприятие»?

Термин «финансовое состояние предприятия» означает результаты оценки способности предприятия генерировать чистую прибыль, положительный чистый денежный поток, увеличивать свою рыночную стоимость, своевременно и в полном объеме рассчитываться по своим краткосрочным и долгосрочным финансовым обязательствам, сохранять свою финансовую  независимость при привлечении заёмного капитала.

Высшими стратегическими целями предприятия являются две цели в краткосрочном периоде деятельности (до 365 дней) и одна цель в долгосрочном периоде деятельности (более 365 дней):

  • (1) первая высшая стратегическая цель хозяйственной деятельности предприятия – оптимальное увеличение чистой прибыли;
  • (2) вторая высшая стратегическая цель хозяйственной деятельности предприятия – оптимальное увеличение положительного чистого денежного потока;
  • (3) третья высшая стратегическая цель хозяйственной деятельности – увеличение рыночной стоимости предприятия.

Чистая прибыль  - это превышение  совокупных доходов хозяйственной деятельности над совокупными расходами хозяйственной деятельности за определенный период.

Положительный чистый денежный поток – это превышение совокупных поступлений денежных средств над совокупными выплатами денежных средств за период деятельности.

Взаимосвязь между тремя высшими стратегическими целями предприятия следующая: достижение цели по чистой прибыли создает необходимое условие достижению цели по положительному чистому денежному потоку, что в долгосрочном периоде создает необходимое условие для увеличения рыночной стоимости предприятия за счет увеличения собственного капитала предприятия.

Чистая прибыль  - это показатель того, что предприятие умеет зарабатывать, не производить и продавать продукцию, что можно делать с убытком, а зарабатывать в виде эффекта хозяйственной деятельности. Положительный чистый денежный поток – это показатель того, что предприятие умеет жить по зарабатываемым средствам, не влезая в долги, которые не может вернуть, а если и берет кредиты, то современно и в полном объеме их возвращает, обладая достаточным количеством денег для продолжения своей хозяйственной деятельности. Рост рыночной стоимости предприятия – это показатель увеличения богатства его владельцев, связанного с предприятием.

Таким образом, анализ финансового состояния предприятия или его финансовая диагностика – это анализ способности предприятия достигать свои высшие стратегические цели. Следовательно, финансовая диагностика – это определение причин успешности или неуспешности предприятия, позитивных и негативных тенденций в способности генерировать прибыль и деньги, в ликвидности и финансовой устойчивости, а также разработка проектов решений по улучшению финансового состояния предприятия. Совершенно очевидно, что результаты финансовой диагностика предприятия – это область высшего интереса для владельцев предприятия, которые создавали предприятие для достижения именно этих целей, для генерального директора (директора) предприятия, несущего полную ответственность за достижение целей по чистой прибыли и положительному чистому денежному потоку. «Генеральность» генерального директора тем и определяется, что он отвечает за достижение конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия, нужных всем «акционерным группам» предприятия: оптимально увеличенную чистую прибыль и оптимально увеличенный положительный чистый денежный поток.

Термин «эффективное предприятие» означает, что предприятие одновременно генерирует чистую прибыль и положительный чистый денежный поток. Если предприятие генерирует чистую прибыль и отрицательный чистый денежный поток или генерирует убыток и положительный чистый денежный поток или, что ещё хуже, генерирует убыток и отрицательный чистый денежный поток, то такое предприятие является неэффективным. Аналогом неэффективности предприятия в области здоровья человека может быть заболевание тяжёлым недугом, грозящим превратить человека в инвалида или убить его.

Подробнее: «Менеджмент предприятия обязан уметь генерировать прибыль и деньги»