Статті тренерів
«Зачем директору по продажам нужен качественный анализ рынка»
Автор: Игорь Чугунов, Diploma Mgmt. MBA (Open University, Great Britain),
автор системы взаимосвязанных технологий управления бизнесом,
реально увеличивающих прибыль.
Эта статья дополняет обучающую информацию модуля "Технология эффективного маркетинга: анализ рынка", объясняя практическую значимость его содержания.
Вы хотите, чтобы усилия по сбыту продукции Вашей компании оказались ненужными, чтобы продукция сама себя продавала? Если Ваш ответ "Да", тогда читайте статью и действуйте!
Вопрос "А зачем мне этот анализ рынка, когда у меня выполнение плана продаж "горит"?" может задать директор (начальник) отдела продаж компании, у которой в схеме организационной структуры нет должностной позиции "Директор (начальник) отдела маркетинга" или горизонтальная координация между отделом маркетинга и отделом продаж осуществляется неправильно, например, не определено кто ведущий (заказчик, клиент), а кто ведомый (поставщик, исполнитель) в их горизонтальной координации. Декларация "Мы одна команда" скорее свидетельствует, что отношения между маркетингом и продажами строятся по принципу невмешательства и суверенитета, что равносильно отсутствию взаимодействия между ними и существованию организационного барьера, разделяющего компанию на зоны интересов. Это следствие того, что предприятие (организация, компания) - это люди и взаимоотношения между ними. Далеко не всегда эти взаимоотношения строятся по принципу "Как надо для обеспечения генерации требуемой чистой прибыли, положительного чистого денежного потока и увеличения рыночной стоимости компании". Очень часто этот принцип заменяется на "Как надо мне" и каждый функциональный руководитель оптимизирует свою область ответственности под свое понимание и личные интересы в ущерб общеорганизационному результату. Это типичная ситуация во всех предприятиях функционального типа, а таких 98%.
Эта ситуация требует анализа, так как свидетельствует о наличии цепочки взаимосвязанных серьёзных и опасных ошибок в организации управления компанией, что в конечном итоге влияет на ее способность генерировать чистую прибыль и положительный чистый денежный поток, или даже выжить на рынке.
Подробнее: «Зачем директору по продажам нужен качественный анализ рынка»
«Бизнес-процессы: новый взгляд на привычные вещи»
Автор: Александр Буйваленко ←
руководитель проектов, консультант по управлению
Как только речь заходит о бизнес-процессах, многие руководители представляют себе что-то очень сложное в освоении, громоздкое и непонятное. На самом деле, это не так. Бизнес-процессы – это ежедневные действия сотрудников внутри компании. Для достижения существенных улучшений результатов операционной деятельности необходимо лишь посмотреть на привычную повседневную офисную работу под «другим углом зрения» и пересмотреть некоторые используемые подходы. Плюс, набраться немного терпения, т.к. мгновенные превращения тыквы в золотую карету случаются только в сказках. Если компания оптимизирует действия по ключевым видам работ – там, где создается продукт или услуга, то она сможет:
- добиваться более существенных результатов самым экономным способом;
- повысить эффективность командной работы сотрудников;
- вывести на более качественный уровень повседневное взаимодействие между сотрудниками;
- улучшить ситуацию с мотивацией и инициативностью персонала.
Подробнее: «Бизнес-процессы: новый взгляд на привычные вещи»
Эволюция эффективного собственника: от предпринимателя до инвестора
Автор: Евгений Егоров,
консультант по системному управлению бизнесом
Статья подготовлена для журнала «Компаньон»
~ На Ваш взгляд, чем собственник активов отличается от владельца бизнеса?
Первое кардинальное отличие в том, что собственник-владелец бизнеса управляет стратегией компании, операционными процессами, людьми, выступая в роли генерального директора (СЕО - Chief Executive Officer), являясь ключевым драйвером развития компании. Как правило, он ориентирован на краткосрочное повышение доходности бизнеса и чистую прибыль. Часто, это владелец и управленец в одном лице. В большинстве случаев у владельца-управленца бизнес один, т.к. большее их количество он просто не в состоянии администрировать и развивать в виду ограничения личного ресурса (временного, физического, профессионального).
В случае, если собственник - не управленец, а владелец активов, у него несколько иная роль. Он выступает в роли инвестора, и уже не управляет операционными процессами, делегировав эту ответственность наемному CEO. Он смотрит на бизнес с точки зрения рентабельности собственных инвестиций, капитализации и ликвидности активов, управляет посредством предоставления вводных наемному менеджменту и системы контроля верхнего уровня. Таким образом, имея возможность развивать другие направления деятельности или вложений, освобождая личный ресурс из операционной «текучки».
В первом случае собственник, как владелец бизнеса – управляет БИЗНЕСОМ, во втором – управляет эффективностью АКТИВОВ и собственных ИНВЕСТИЦИЙ.
В Украине очень часто владельцы совмещают роли собственника и операционного менеджера. Это обусловлено тем, что среднестатистический собственник в основном рассматривает свой бизнес в первую очередь - как источник личного дохода, а не как актив для привлечения инвестиций или перепродажи, и, зачастую, не готов делегировать ответственность за бизнес кому-то другому, т.к. бизнес – его детище, которое он боится отдать в «чужие руки». Не готов, боится, не хочет или не умеет. Это зависит от личных целей, амбиций, особенностей внешней среды, законодательства и защищенности бизнеса, уровня образованности владельца, как инвестора.
Нужно сказать, что идеологически роли собственника и операционного менеджера кардинально отличаются. По сути, собственник активов - это уже следующий уровень эволюции владельца-управляющего. Даже психологический портрет и уровень подготовленности собственника-владельца бизнеса и собственника-инвестора отличается. Можно сказать, это две разные профессии.
~ Известны ли Вам примеры существования в украинских компаниях отделов владельца (в той или иной форме)?
Если говорить о термине «отдел владельца», то это скорее частный случай, и не используется широко в сложившемся бизнес-словаре (по крайней мере, я не встречал). Более распространенные термины, отражающие суть, это название управленческих и контролирующих органов, куда входят или могут входить владельцы, это – Собрание акционеров, Наблюдательный совет, Управляющая компания, Совет директоров, Система владельческого контроля.
Цель таких управленческих органов в том, чтобы навести порядок в иерархии и полномочиях, управлять бизнесом не в ручном режиме, а на уровне инвесторов, утверждать стратегии, постановки ключевых задач, осуществлять контроль ключевых показателей, выполнение стратегических задач и бизнес-процессов верхнего уровня.
Если речь идет о единичном бизнесе с одним акционером, который вышел из операционного управления, то контроль бизнеса осуществляется через формы непосредственного (очного) или дистанционного контроля.
Формы очного контроля, где в рамках периодического регламентированного собрания, СЕО и топ-менеджеры отчитываются перед владельцем по установленным формам о результатах (KPI) и выполнении плановых задач. Такие собрания могут называться: Правление (для акционерных обществ) или Совет директоров (собрание акционеров или наблюдательный совет здесь не уместны, т.к. речь идет об одном собственнике).
При дистанционном контроле, что присуще хорошо отлаженным бизнесам без постоянных форс-мажоров и «тушения пожаров», собственнику регулярно подаются отчеты (финансовые и не финансовые), которые СЕО предоставляют в согласованной с владельцем форме в электронном виде с комментариями по отклонениям и предложениями. В случае необходимости (например, при серьезных отклонениях), собственник контактирует напрямую с СЕО, задавая уточняющие вопросы или требуя дополнительную информацию. Иногда, в зрелом и хорошо автоматизированном бизнесе, может существовать «приборная доска» для владельца в рамках системы управленческого учета, где в реальном времени, в телефоне или на планшете, он может видеть показатели эффективности бизнеса (KPI), как финансовые, так и нефинансовые, их отклонения, динамику в сравнении с прошлыми периодами, нарастающие итоги. Предоставление лишь финансовых отчетов по бухгалтерским стандартам, уже давно не достаточно.
Подробнее: Эволюция эффективного собственника: от предпринимателя до инвестора