«Титаны живописи. О выставке Микеланджело и Пабло Пикассо в галерее «Albertina» (Вена)»
Автор: Чакова Лилия
В Вене есть знаменитая галерея «Albertina», где в новогодние праздники организованы выставки двух маэстро истории живописи. Первый – титан эпохи Высокого Возрождения – Микеланджело. Второй – символ живописи 20-го века – Пабло Пикассо. Живопись совершенно разная, учитывая то, что они творили с промежутком во времени 500 лет, но масштабы обоюдно грандиозные.
Мне посчастливилось побывать на этих выставках. Впечатлило несколько моментов:
1. Публика: очень много молодёжи, на которую приятно посмотреть. Предполагаю, процентов 70. Также было много зрелых семейных пар. Как же отличаются эти аристократичные пары, в драгоценностях и шикарных костюмах, от наших бабушек и дедушек!
2. Потрясающая организация выставки: от продажи билетов и гардероба вплоть до выставочных залов всё идеально организовано и продумано. Никакого хаоса при огромном количестве посетителей.
3. Сотрудники: молодые парни и девушки, одетые в строгие костюмы и белые рубашки, у каждого рация, все говорят на английском языке. Некоторые – и на русском понимали. Существенное отличие от наших «стражей» порядка в музеях, сидящих по углам в мохеровых платках…
4. Очень большое количество народа: ажиотаж просто невероятный. Я таких очередей в жизни не видела (в т.ч. учитывая очереди в аэропортах). Но как быстро они растворялись…
5. Стоимость книг. Одно из наибольших впечатлений. Огромный альбом по истории живописи или посвящённый какому-то художнику, стоит 25-29 евро (250-300 грн.), в то время как у нас на Петровке или в «Квадрате» такие книги стоят 800-1700 грн. В Дрездене (в Дрезденской галерее) цены такие же как в Вене.
6. И, конечно же, больше всего впечатлили сами произведения Микеланджело и Пикассо, чему я особенно хочу уделить внимание.
Большая выставочная площадка была посвящена рисункам Микеланджело Буонаротти. Как известно, этого гиганта эпохи Высокого Возрождения принято называть «мощью эпохи» (тогда как двух других самых ярких представителей Высокого Возрождения Леонардо да Винчи и Рафаэля, называют «интеллектом эпохи» и «гармонией эпохи» соответсвенно).
«Мощь эпохи» – так как экспрессия (далёкая ещё на тот момент идеологии Высокого Возрождения и которая появится ровно через 100 лет, в эпоху барокко) была основой творчества Микеланджело. Сложные ракурсы, сильные красивые тела уж очень были далеки от духовной аскетичности, требуемой канонами церкви (которая на тот момент была главным заказчиком живописи).
На выставке наибольшее количество рисунков представлено рисунками, сделанными для росписи Сикстинской Капеллы в Ватикане. Микеланджело работал только над плафоном (потолком) в Сикстинской Капелле 4 года (1508-1512 гг, иллюстрация 1). Известный факт, что после долгого пребывания в «положении лёжа» на специальных лёсах, у него был полностью атрофирован позвоночник, и он чуть ли ни заново учился ходить.
Сложно сейчас вообще представить, как Папа римский вообще допустил живопись настолько телесную, далекую от библейского духа (кроме как по сюжету). Думаю, главным послужило то, что Микеланджело не пускал папу римского Юлия II смотреть работу не законченной, и у того не было шансов делать поправки. Можно сказать для Юлия II это был полный сюрприз. Кое-что, он исправил: в частности, у Микеланджело все фигуры были обнажёнными. Юлий II был в шоке от количества свисающих над ним голых тел, подумал о прихожанах, и приказал дорисовать им хотя бы «тряпочки». Микеландеждело отказался. Специально для этого дела был приглашён художник, в результате чего, к этому художнику на всю жизнь прилипла кличка «рисовальщик трусов».
На выставке очень эффектно была представлена визуализация рисунков к росписям в капелле. Там были два огромных монитора. На этих мониторах показывался с одной стороны рисунок, представленный на выставке, а с другой, образ из капеллы. Далее осуществлялось наложение, и посетели могли чётко знать, от куда данный зарисовок. Чего только стоит Иисус Христос, творящий Страшный Суд (иллюстрация 2). Второго такого в истории живописи не существует (несмотря на то, что живопись была канонизированной до 17 века)
Также было привезено несколько скульптур Микеланджело. Как всегда величественные, большие по масштабам, из белоснежного мрамора….
Вот так… Человека нет уже пол тысячи лет, а его наследие и масштабы личности содрагает сердца многих поколений.
Произведения Пабло Пикассо представлены были его послевоенным периодом творчества. Ключевой идеологический акцент был поставлен на восстановление мира после разрухи. Известный «голубь мира», ставший символом примирения во всех странах, привлекал наибольшее внимание.
Не скажу, что у меня есть какой-то трепет, глядя на его работы. У меня они больше вызывают ужас. Всё пространство, также как и фигуры, расчленены на части. Полная разруха. Вызывает восхищение то, что Пикассо один из тех художников, который начинает писать картины до этого «пропустив» изображаемое событие сквозь призму собственного видения. Единственное, что прельщает в его живописи, нет чёткого повествующего сюжета и полно пространства для собственного воображения.
Живопись 20 века существенно отличается от живописи предыдущих веков вместе взятых тем, что мастерство художника не заключалось в наиболее достоверном изображении действительности. Главным было – транслирование видимого сквозь призму собственной личности. И вот насколько это транслирование было интересным, определяли современники эпохи…
Почему живопись 20-го века настолько отличается от всех предыдущих эпох и почему художники решились ломать каноны и делать что-то совершенно невероятное (даже ещё в конце 19 веке это не представлялось обществу реальным)? Пикассо был далеко не первым, кто на это решился, но одним из… Говорят, что художники, и вообще творческие люди, чувствуют «в атмосфере вокруг, в воздухе» заблаговременно, что происходит и произойдёт. В начале 20-го века появляется искусство, которое расчленяет пространство, людей, образы, рушит законы цвета и перспективы. Через 25 лет начинается первая мировая война, потом вторая.
Один из эпизодов жизни Пикассо (этой работы, к сожалению, на выставке не было): немецкие солдаты ворвались к нему в мастерскую, когда он жил в Париже, увидели одну из его картин (как всегда – руки, ноги, голова отдельно, глаза огромные). Солдаты начали смеяться над таким «искусством», шутить и спросили у Пабло Пикассо: «Вы это сделали?». На что Пикассо ответил: «Нет. Вы».