Статьи тренеров

«Кому и зачем необходимо эффективное управление запасами»

Автор: ИгорьЧугунов,

DipMgmt Open University Great Britain,

бизнес-консультант, бизнес-тренер.

   Предыстория написания этой статьи является невыдуманной. Не так давно зазвонил мой мобильный и женский голос на другом конце линии сообщил о том, что предприятию, производящему важную продукцию для спасательных служб,  необходимо срочно обучить одного сотрудника по теме  запасов. Звонившая женщина назвалась  директором  по персоналу одного из промышленных предприятий, считающихся одним из мировых лидеров в своей отрасли. Ответив на ее вопросы о том, чем сможет помочь в решении этой задачи «Бизнес-консалтинг Игоря Чугунова», и, услышав «хорошо, тогда я направлю заявку на обучение», меня заинтересовал вопрос об основной  причине, заставившей в период продолжающегося экономического спада  это предприятие заинтересоваться обучением управлению запасами. При чем здесь «продолжающийся экономический спад»? Это обычная практика наших предприятий: при падении доходов из-за падения спроса сокращение расходов  начинать с расходов на персонал, в том числе и расходов на обучение и развитие персонала. Это самый простой очевидный путь … немного отодвинуть ещё большие проблемы в будущее. К сожалению, управление персоналом во многих отечественных компаниях не относится к основным функциям предприятия, судя по расходам на обучение персонала. Отсюда люди не могут решить стандартные задачи управления, например, как работать с прибылью и деньгами. Без обучения просто не получается. Такова ситуация «Как есть».

   Найти сайт этого известного в своей отрасли предприятия не составило труда. Хорошо зная, что потребителем движут его актуальные потребности, я внимательно изучил информацию на сайте и нашёл ту основную причину, которая заставила руководство этого предприятия прийти к пониманию необходимости направить на обучение эффективному управлению запасами начальника отдела материально-технического снабжения.

   Ключевым здесь является словосочетание «эффективное управление запасами». В нем основную смысловую нагрузку несёт прилагательное «эффективное». Дело в том, что без запасов в бизнесе, как правило, ничего не происходит. Запас – это необходимая форма материального потока, без которого невозможна деятельность промышленного или торгового предприятия, как жизнедеятельность живого организма невозможна без запаса крови. Запасы в том или ином виде есть у всех предприятий. Они необходимы для того, чтобы цеха промышленного предприятия производили необходимую готовую продукцию, в свою очередь запасы готовой продукции и товаров нужны для возможности их своевременной поставки покупателям. Наличие у предприятия запасов сырья, материалов, комплектующих, незавершённого производства, готовой продукции, товаров, запасных частей, инструмента вызывает необходимость управлять ими. При этом управление этими запасами в реальной практике управления в сознании руководителей находится довольно далеко от ожидаемой ими  чистой прибыли, материализующейся в положительном чистом денежном потоке, и потому во многих случаях остается просто управлением запасами или просто материально-техническим снабжением. При таком подходе к управлению предприятием такое управление тоже остается просто управлением, финансовый результат которого подсчитывают бухгалтера и финансисты методом «цыплят по осени считают»: что подсчитают, то и будет.

   Кроме просто управления запасами, которое можно назвать управлением запасами «Как есть» или «Как сложилось» или «Как-то так» существует ещё эффективное управление запасами, которое следует назвать «Как надо» или «Так надо для оптимального увеличения чистой прибыли, положительного чистого денежного потока и рыночной стоимости компании». Философия эффективного управления запасами исходит не из того, что без запасов ничего не бывает, а из того, что любая деятельность в бизнесе должна быть генератором прибыли, в том числе и управление запасами. Сложную деятельность всегда можно иерархически последовательно структурировать на составляющие ее виды деятельности и сделать это последовательно несколько раз. Любой элементарный вид деятельности должен быть генератором прибыли. Для этого каждый элементарный вид деятельности следует проактивно, т.е. задолго до подсчёта бухгалтерами и финансистами финансового результата,  настроить на генерацию чистой прибыли. И если это будет сделано, то будет чистая прибыль и будут деньги.

Подробнее: «Кому и зачем необходимо эффективное управление запасами»

УПРАВЛЕНИЕ. Хаотичная или последовательная организация работы команды

Автор: Чакова Лилия

Статья опубликована в журнале "Ваш Бизнес" за март 2012 г.

 

Подробнее: УПРАВЛЕНИЕ. Хаотичная или последовательная организация работы команды

Философия сервиса, или Любить людей не научишь

Статья опубликована в журнале  «Управление персоналом - Украина» (HRD) №3(222) март 2012 года

Оксана МАРУСИЧ, бизнес-тренер, эксперт по сервису, сертифицированный коуч (ICF)

– А у Вас борщ вкусный?

– По-моему, даже свежий…

Из диалога автора с официанткой престижного столичного ресторана.

Пять лет назад, когда в беседах с владельцами и руководителями компаний из сферы сервиса заходила речь об обучении сотрудников, в ответ звучало примерно следующее: «Мы лучше повесим над входом вывеску поярче, проведем рекламную капанию подороже, и таким образом привлечем клиентов. А обучать… Зачем? Персонал постоянно «мигрирует»... Это не имеет смысла». Сегодня ситуация начинает меняться, но все же такой подход имеет место быть, когда мы говорим о ресторанах, гостиницах, магазинах, бутиках, салонах красоты и т. д. Насколько он оправдан? На этот вопрос в свое время ответил гуру в области культуры сервиса Джон Шоул: «Плохое обслуживание заставляет компанию делать шаг назад, хорошее позволяет удержаться на месте, и только превосходный сервис двигает компанию вперед».

О подборе

Я глубоко убеждена: в сфере сервиса не имеет значения, какой вуз окончил потенциальный работник. Не очень существенно и то, где он трудился раньше. Важно наличие необходимых качеств, таких как эмпатия, энтузиазм, доброжелательность, открытость, ответственность, тактичность, вежливость, внимательность, гибкость.

В человеке можно воспитать некоторые качества – ту же внимательность, но вот любить других людей не научишь. Можно рассказать, как правильно подавать кофе, но нельзя заставить, увидев, что у посетителя плохое настроение, нарисовать на пенке от капучино смайлик из корицы… Или спросить, какую песню он любит, чтобы тут же поставить ее… И делать для гостей прочие приятные мелочи, из которых и состоит сервис. В одном фешенебельном московском ресторане от официантки я услышала следующее: «Если вы сейчас же не сделаете заказ, в следующий раз увидите меня через полчаса». Как думаете, можно ли привить этому человеку желание помочь посетителю?..

Огромная ошибка – подбирать персонал исключительно по внешнему признаку. Это важный, но не единственный критерий. Если обращать внимание только на красоту – например, девушек-соискательниц – рискуем набрать в штат не сотрудниц, а… Охотниц на достойную партию среди состоятельных клиентов. Ни к чему хорошему это не приводит.

Подбирая сервисный персонал, я часто задаю вопросы о детстве. Мой опыт показывает, что если человек, будучи ребенком, любил общаться с другими детьми, угощать их, заботиться, в обслуживании он будет на своем месте. Или, например, если девушка рассказывает, что родители воспитывали ее как принцессу – самую лучшую и красивую – ей будет очень сложно работать в сфере, где нужно быть устойчивым к стрессам и критике.

Важно пытаться понять, не являются ли единственным мотивом человека деньги – потому что в данном случае об искреннем желании быть полезным гостю речи не идет.

Обращайте внимание на то, насколько хорошо кандидат на работу в ваше заведение умеет презентовать продукт – например, сможет ли он описать блюдо так, чтобы его немедленно захотелось попробовать.

О команде звезд

Подробнее: Философия сервиса, или Любить людей не научишь