Статьи тренеров

«Внутренняя коммуникация в компании»

Автор: Чакова Лилия

Статья опубликована в журнале "Ваш Бизнес" за апрель 2012 г.

Подробнее: «Внутренняя коммуникация в компании»

«Осознание на практике необходимости бюджетного управления эффективностью компании»

Автор: ИгорьЧугунов,

DipMgmt Open University Great Britain,

бизнес-консультант, бизнес-тренер.

 

   Приведу два случая осознания  управляющими владельцами и высшими руководителями компаний необходимости внедрения бюджетного управления эффективностью компании, имевших место в моей управленческой консультационной практике.

Для разговора на одном языке с читателем напомню, что под «эффективностью» предприятия понимается его способность «нужные вещи делать правильно», т.е. производить/продавать продукцию с генерацией чистой прибыли и положительного чистого денежного потока, приводящих к увеличению собственного капитала компании через рост нераспределенной прибыли. Именно это следует иметь ввиду, говоря «предприятие процветает».

В открытом обучающем модуле «Анализ финансового состояния компании и пути его улучшение "Как надо"» перед началом первой волны мирового финансово-экономического кризиса в 2007 году приняли участие два управляющих соучредителя производственно-торговой компании из города Хмельницкий. Необходимость пройти обучение они обосновали тем, что после нескольких лет успешной хозяйственной деятельности чистая прибыль и положительный чистый денежный поток предприятия стали уменьшаться. От них  это прозвучало так: «Работаем больше, чем раньше, но мучает сомнение, что  зарабатываем меньше. Стало не хватать денег». По их словам, у предприятия происходило увеличение дебиторской задолженности за товары, связанное с увеличением продаж в кредит,  и уменьшение притока денег от покупателей, связанное с несвоевременным возвратом дебиторской задолженности крупной сетевой розницей.

Лечить и лечиться следует после постановки достоверного диагноза специалистом. Поэтому по заказу учредителей этой компании мной был выполнен экспертный консультационный проект по финансовой диагностике предприятия.  В результате было установлено, что основной причиной ухудшения финансового состоянии компании был опережающий по сравнению с выручкой от реализации продукции рост операционных расходов, в состав которых входят административные расходы, расходы на сбыт и прочие операционные расходы. Например, при увеличении годовой выручки от реализации на 38 % административные расходы были увеличены на 86 %, расходы на сбыт - на 96 % и прочие операционные расходы - на 751 %. Таким образом, одновременно с увеличением выручки от реализации продукции уменьшалась операционная прибыль, а вслед за ней  и чистая прибыль. Коэффициентный анализ дал следующую динамику показателей рентабельности капитала: коэффициент ROCE (рентабельность рабочего капитала) уменьшился с 56 % до 20 % за счет уменьшения коэффициента ROS (рентабельность продаж) с 12 % до 4 % и увеличения коэффициента AUR (оборачиваемость рабочего капитала) с 454% до 507%, коэффициент ROTA (доходность суммарных активов) уменьшился с 34 % до 11 % , коэффициент ROE (рентабельность собственного капитала) уменьшился с 34 % до 11 %, коэффициент ROI уменьшился с 25 % до 7 %. Это означает, в компании возникла и развивалась негативная тенденция снижения чистой прибыли и рентабельности капитала в условиях роста. Неправильное  управление текущими обязательствами усилило влияние снижающейся рентабельности капитала на чистый денежный поток компании, который стал отрицательным.

Описанные негативные тенденции в изменении финансового состояния предприятия являются типичным проявлением их причины: отсутствия внедренных в управление предприятием технологий эффективного управления активами, что в условиях роста продаж всегда приводит к опережающему росту расходов. Как обычно бывает в подобных случаях, собственники не смогли пояснить какая стратегия стоит за этими финансовыми результатами, кроме, чтобы больше зарабатывать надо больше работать.

 

Подробнее: «Осознание на практике необходимости бюджетного управления эффективностью компании»

«Кому и зачем необходимо эффективное управление запасами»

Автор: ИгорьЧугунов,

DipMgmt Open University Great Britain,

бизнес-консультант, бизнес-тренер.

   Предыстория написания этой статьи является невыдуманной. Не так давно зазвонил мой мобильный и женский голос на другом конце линии сообщил о том, что предприятию, производящему важную продукцию для спасательных служб,  необходимо срочно обучить одного сотрудника по теме  запасов. Звонившая женщина назвалась  директором  по персоналу одного из промышленных предприятий, считающихся одним из мировых лидеров в своей отрасли. Ответив на ее вопросы о том, чем сможет помочь в решении этой задачи «Бизнес-консалтинг Игоря Чугунова», и, услышав «хорошо, тогда я направлю заявку на обучение», меня заинтересовал вопрос об основной  причине, заставившей в период продолжающегося экономического спада  это предприятие заинтересоваться обучением управлению запасами. При чем здесь «продолжающийся экономический спад»? Это обычная практика наших предприятий: при падении доходов из-за падения спроса сокращение расходов  начинать с расходов на персонал, в том числе и расходов на обучение и развитие персонала. Это самый простой очевидный путь … немного отодвинуть ещё большие проблемы в будущее. К сожалению, управление персоналом во многих отечественных компаниях не относится к основным функциям предприятия, судя по расходам на обучение персонала. Отсюда люди не могут решить стандартные задачи управления, например, как работать с прибылью и деньгами. Без обучения просто не получается. Такова ситуация «Как есть».

   Найти сайт этого известного в своей отрасли предприятия не составило труда. Хорошо зная, что потребителем движут его актуальные потребности, я внимательно изучил информацию на сайте и нашёл ту основную причину, которая заставила руководство этого предприятия прийти к пониманию необходимости направить на обучение эффективному управлению запасами начальника отдела материально-технического снабжения.

   Ключевым здесь является словосочетание «эффективное управление запасами». В нем основную смысловую нагрузку несёт прилагательное «эффективное». Дело в том, что без запасов в бизнесе, как правило, ничего не происходит. Запас – это необходимая форма материального потока, без которого невозможна деятельность промышленного или торгового предприятия, как жизнедеятельность живого организма невозможна без запаса крови. Запасы в том или ином виде есть у всех предприятий. Они необходимы для того, чтобы цеха промышленного предприятия производили необходимую готовую продукцию, в свою очередь запасы готовой продукции и товаров нужны для возможности их своевременной поставки покупателям. Наличие у предприятия запасов сырья, материалов, комплектующих, незавершённого производства, готовой продукции, товаров, запасных частей, инструмента вызывает необходимость управлять ими. При этом управление этими запасами в реальной практике управления в сознании руководителей находится довольно далеко от ожидаемой ими  чистой прибыли, материализующейся в положительном чистом денежном потоке, и потому во многих случаях остается просто управлением запасами или просто материально-техническим снабжением. При таком подходе к управлению предприятием такое управление тоже остается просто управлением, финансовый результат которого подсчитывают бухгалтера и финансисты методом «цыплят по осени считают»: что подсчитают, то и будет.

   Кроме просто управления запасами, которое можно назвать управлением запасами «Как есть» или «Как сложилось» или «Как-то так» существует ещё эффективное управление запасами, которое следует назвать «Как надо» или «Так надо для оптимального увеличения чистой прибыли, положительного чистого денежного потока и рыночной стоимости компании». Философия эффективного управления запасами исходит не из того, что без запасов ничего не бывает, а из того, что любая деятельность в бизнесе должна быть генератором прибыли, в том числе и управление запасами. Сложную деятельность всегда можно иерархически последовательно структурировать на составляющие ее виды деятельности и сделать это последовательно несколько раз. Любой элементарный вид деятельности должен быть генератором прибыли. Для этого каждый элементарный вид деятельности следует проактивно, т.е. задолго до подсчёта бухгалтерами и финансистами финансового результата,  настроить на генерацию чистой прибыли. И если это будет сделано, то будет чистая прибыль и будут деньги.

Подробнее: «Кому и зачем необходимо эффективное управление запасами»