Статьи тренеров

Бизнес-процессы: кому и зачем это надо. Часть 1

Бизнес-консультант: Александр Буйваленко  ←

 

Очень часто руководители, интересующиеся темой бизнес-процессов, задают «стандартный» набор вопросов. Их можно сгруппировать в определенный перечень и дать следующие краткие ответы:

  1. Для каких подразделений в компании это может быть актуально? - Для всех.
  2. Позволит ли данный подход улучшить результаты деятельности компании? - Позволит и существенно.
  3. Должны ли руководители разбираться в бизнес-процессах? - Однозначно да.
  4. Кто должен быть заинтересован в улучшении бизнес-процессов? - В принципе – все.
  5. Надо ли всю компанию переводить на процессно-ориентированный подход? - Нет, но желательно.
  6. Кто или какое подразделение должно отвечать за данное направление (функцию)? - Только не HR или IT отделы. Создается специальная должность (подразделение).
  7. Когда заканчивается деятельность по оптимизации бизнес-процессов? - Никогда.
  8. Сколько требуется времени, чтобы перейти к управлению на основе бизнес-процессов? - Все зависит от масштабов компании, воли руководства и способностей сотрудников.
  9. Почему западные компании акцентируют внимание на бизнес-процессах? - Потому, что альтернативы существенного повышения эффективности практически нет.

Поясню более детально каждый из вышеперечисленных ответов.

Подробнее: Бизнес-процессы: кому и зачем это надо. Часть 1

«Менеджмент предприятия обязан уметь генерировать прибыль и деньги»

Автор: ИгорьЧугунов,

DipMgmt Open University Great Britain, бизнес-консультант, бизнес-тренер.

Что означают термины «финансовое состояние предприятия» и «эффективное предприятие»?

Термин «финансовое состояние предприятия» означает результаты оценки способности предприятия генерировать чистую прибыль, положительный чистый денежный поток, увеличивать свою рыночную стоимость, своевременно и в полном объеме рассчитываться по своим краткосрочным и долгосрочным финансовым обязательствам, сохранять свою финансовую  независимость при привлечении заёмного капитала.

Высшими стратегическими целями предприятия являются две цели в краткосрочном периоде деятельности (до 365 дней) и одна цель в долгосрочном периоде деятельности (более 365 дней):

  • (1) первая высшая стратегическая цель хозяйственной деятельности предприятия – оптимальное увеличение чистой прибыли;
  • (2) вторая высшая стратегическая цель хозяйственной деятельности предприятия – оптимальное увеличение положительного чистого денежного потока;
  • (3) третья высшая стратегическая цель хозяйственной деятельности – увеличение рыночной стоимости предприятия.

Чистая прибыль  - это превышение  совокупных доходов хозяйственной деятельности над совокупными расходами хозяйственной деятельности за определенный период.

Положительный чистый денежный поток – это превышение совокупных поступлений денежных средств над совокупными выплатами денежных средств за период деятельности.

Взаимосвязь между тремя высшими стратегическими целями предприятия следующая: достижение цели по чистой прибыли создает необходимое условие достижению цели по положительному чистому денежному потоку, что в долгосрочном периоде создает необходимое условие для увеличения рыночной стоимости предприятия за счет увеличения собственного капитала предприятия.

Чистая прибыль  - это показатель того, что предприятие умеет зарабатывать, не производить и продавать продукцию, что можно делать с убытком, а зарабатывать в виде эффекта хозяйственной деятельности. Положительный чистый денежный поток – это показатель того, что предприятие умеет жить по зарабатываемым средствам, не влезая в долги, которые не может вернуть, а если и берет кредиты, то современно и в полном объеме их возвращает, обладая достаточным количеством денег для продолжения своей хозяйственной деятельности. Рост рыночной стоимости предприятия – это показатель увеличения богатства его владельцев, связанного с предприятием.

Таким образом, анализ финансового состояния предприятия или его финансовая диагностика – это анализ способности предприятия достигать свои высшие стратегические цели. Следовательно, финансовая диагностика – это определение причин успешности или неуспешности предприятия, позитивных и негативных тенденций в способности генерировать прибыль и деньги, в ликвидности и финансовой устойчивости, а также разработка проектов решений по улучшению финансового состояния предприятия. Совершенно очевидно, что результаты финансовой диагностика предприятия – это область высшего интереса для владельцев предприятия, которые создавали предприятие для достижения именно этих целей, для генерального директора (директора) предприятия, несущего полную ответственность за достижение целей по чистой прибыли и положительному чистому денежному потоку. «Генеральность» генерального директора тем и определяется, что он отвечает за достижение конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия, нужных всем «акционерным группам» предприятия: оптимально увеличенную чистую прибыль и оптимально увеличенный положительный чистый денежный поток.

Термин «эффективное предприятие» означает, что предприятие одновременно генерирует чистую прибыль и положительный чистый денежный поток. Если предприятие генерирует чистую прибыль и отрицательный чистый денежный поток или генерирует убыток и положительный чистый денежный поток или, что ещё хуже, генерирует убыток и отрицательный чистый денежный поток, то такое предприятие является неэффективным. Аналогом неэффективности предприятия в области здоровья человека может быть заболевание тяжёлым недугом, грозящим превратить человека в инвалида или убить его.

Подробнее: «Менеджмент предприятия обязан уметь генерировать прибыль и деньги»

«Технология «Как надо» эффективной комплексной мотивации персонала»

Технология «Как надо» эффективной комплексной мотивации персонала, разработанная и используемая в обучающей и консультационной практике компанией «Бизнес-консалтинг Игоря Чугунова» соответствуют управленческой деятельности, т.е. деятельности менеджеров всех уровней управления, направленной на достижение целей предприятия.
   Эта технология относится к трудовой мотивации, к созданию мотивирующей трудовой среды, что является одной из проблем управления человеческими ресурсами. Значимость технологии определяется тем, что именно менеджеры компании несут ответственность за результативность, экономичность, а главное, эффективность ее деятельности, обеспечивая возможность компании выжить в условиях конкурентного рынка и достигнуть свои цели по чистой прибыли, положительному чистому денежному потоку и рыночной стоимости компании. Термин «Как надо» в названии технологии означает, что именно так надо для достижения перечисленных выше целей. Это проверено личной управленческой практикой автора и соответствует лучшим современным знаниям в области мотивации.
В технологии «Как надо» эффективной комплексной мотивации под эффективной комплексной мотивацией понимается процесс формирования в сознании менеджера сильного длительного мотива к достижению поставленных перед ним целей деятельности, основанный на обеспечении соответствия между индивидуальным мотивационным профилем сотрудника и комплексом значимых возможностей и угроз его внешней среды.
Логика эффективной комплексной мотивации описывается с помощью графической модели, состоящей из четырёх последовательных вероятностных взаимосвязей, существующих в сознании менеджера:
• (1) вероятностная взаимосвязь «Усилия – Результаты»;
• (2) вероятностная взаимосвязь «Результаты – Последствия»;
• (3) вероятностная взаимосвязь «Последствия – Удовлетворённость»;
• (4) вероятностная взаимосвязь «Удовлетворённость – Усилия».
    Тот факт, что модель начинается с усилия, является важным. Это означает, что технология эффективной комплексной мотивации исходит из того, что менеджер изначально внутренне мотивирован на напряжённую работу и высокие результаты, что обеспечивается качественным отбором перед наймом на работу. Мотивация проявляется в усилиях менеджера, которые складываются из его желания и ответственности. Изначально мотивированный менеджер хочет выполнить порученную ему работу и обязуется выполнить ее хорошо. Будет ли поддержана изначальная внутренняя мотивация в течение всего времени его работы, зависит от остальных элементов модели, которые группируются в четыре последовательные вероятностные взаимосвязи: (1) «Усилия – Результаты», (2) «Результаты – Последствия», (3) «Последствия – Удовлетворённость», (4) «Удовлетворённость – Усилия». Эти важнейшие взаимосвязи могут быть сформулированы в форме вопросов, над которыми размышляет менеджер, решая, работать ли ему активнее, изменить ли программу выполнения задания или постараться улучшить качество.

Подробнее: «Технология «Как надо» эффективной комплексной мотивации персонала»