Статьи тренеров

«Бизнес-процессы: кому и зачем это надо» Часть 3

Автор: Александр Буйваленко

руководитель проектов, консультант по управлению

«Конкурентное преимущество достигается не тем, что делает организация, а тем, КАК она это делает!»

(Ник Оболенски)

Продолжая цикл статей на тему бизнес-процессов, рассмотрим новый интересный перечень вопросов, который возникает у руководителей. А для начала, задумаемся – почему передовые компании все большее внимание уделяют бизнес-процессам? Все очень просто. Именно от процессов зависит то, как мы работаем. Почти все наши повседневные действия, связанные с работой и есть, по сути, бизнес-процессы. Другими словами, эффективность бизнеса напрямую зависит от применяемых в компании бизнес-процессов.

На сегодняшний день уже недостаточно просто уметь изготавливать отличную продукцию. Качество товара, цены реализации, акции или набор скидок уже давно находится на одинаковом уровне между основными конкурентами в определенной рыночной нише. Качество персонала, кстати, тоже примерно одинаково. Возникает вопрос, за счет чего обгонять конкурентов или удерживать свои позиции? За счет чего привлекать новых клиентов и не терять имеющихся?

На первый план выходят такие критерии, как стоимость и время. Не менее важный критерий – это целесообразность. Важно не только понять «как?», но и «зачем?» мы осуществляем те или иные действия. Именно последние два вопроса, в общем и целом,  определяют производительность труда, влияют на конечную себестоимость продукции и, в итоге, формируют финансовые результаты компании.

Чтобы показать «как» мы работаем, задаться вопросом «зачем» мы действуем именно таким образом, увидеть более эффективные пути решения поставленных задач – в организациях отображают модели бизнес-процессов. Ключевая цель – увидеть новые возможности для себя, подразделения, компании.

Почему надо отображать модели? Опять же, все очень просто – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Деятельность становится нагляднее, ее легче измерять (по времени, стоимости, качеству, результатам), ее проще анализировать и оптимизировать. Измерять деятельность, прибегая только к KPI, управленческому учету или бюджетированию, как минимум, недостаточно. Очень важно научиться предвидеть и совершенствовать действия, которые напрямую формируют конечные результаты компании, а не собирать и анализировать уже свершившиеся факты в виде определенных показателей.

Теперь самое время перейти к перечню накопившихся вопросов.

Подробнее: «Бизнес-процессы: кому и зачем это надо» Часть 3

Бизнес-процессы: кому и зачем это надо. Часть 2

Бизнес-консультант: Александр Буйваленко

«Нет ничего более легкого, чем быть занятым,
и нет ничего более трудного, чем быть результативным»
(Ален Маккензи)

   При выполнении консультационного проекта нам часто приходится задавать вопросы «зачем» и «почему» относительно выполняемой персоналом работы. И так же часто приходится слышать один стандартный ответ: «Так исторически сложилось». Подобные ситуации говорят о том, что люди, выполняя ту или иную операцию, часто даже не задумываются о ее целесообразности. Т.е. речь в подобных случаях не идет о результатах – зачем менять что-либо, если и так зарплату платят. Тем не менее, любую организацию можно сделать более результативной. Для этого надо всего лишь научиться «видеть» и анализировать ее бизнес-процессы. Увидев, что же реально происходит на рабочих местах, оптимизировав неэффективные участи в работе, можно существенно улучшить показатели деятельности любой компании.

   Но на пути осознания руководителями эффективности процессно-ориентированного подхода в управлении возникают все новые и новые вопросы. «Стандартный» набор вопросов пополняется следующими:

1. Для каких компаний целесообразно внедрение бизнес-процессов?

   Данный вопрос следует разбить на две части. Первое – в любой компании, даже самой крошечной, бизнес-процессы уже есть. Другое дело, они не отображены на бумаге или в программе, их не анализируют с точки зрения эффективности и, соответственно, совершенствование работы в компании затруднено. Поэтому, учиться отображать и анализировать бизнес-процессы, полезно даже для самой маленькой компании. К тому же, бизнес-процессы – это, на сегодняшний день, самый эффективный инструмент для анализа выполняемых в компании действий персонала. Деятельность осуществляется не по принципу: «Мы держим все в голове. Все отлично знают, что делать», а работа становится четкой, понятной и целенаправленной. Второе - если говорить о внедрении процессного подхода как инструмента управления, то о нем стоит серьезно задуматься компаниям, с численностью персонала от 20-30 человек. Эффективные бизнес-процессы позволят управлять быстрее, проще и существенно дешевле. Итог – улучшение финансовых показателей.

 

Подробнее: Бизнес-процессы: кому и зачем это надо. Часть 2

Управление бизнесом должно начинаться с точного прогнозирования спроса

Автор: ИгорьЧугунов,

DipMgmt Open University Great Britain, бизнес-консультант.

В профессиональном управлении существует несколько аксиом. Аксиома, как известно, не требует доказательства, так как ее истинность очевидна, что вытекает из векового опыта. Требует ли доказательства аксиома о том, что управление бизнесом  в условиях конкурентного рынка должно начинаться с точного прогнозирования спроса на продукцию? Для людей, склонных к предварительному планированию своих действий и качественному управлению, это очевидно. Для людей склонных сначала совершать действия, а затем оценивать их целесообразность, это не так. Вторая группа бизнес-руководителей однозначно существует. Об этом, например, красноречиво свидетельствует большое количество недостроенных зданий и объектов  по всей стране, инвестиции в строительство которых были сделаны непосредственно перед началом мирового финансово-экономического кризиса в 2008 году. Тезис о том, что это такая специальная стратегия, связанная с «замораживанием» капитала в железобетоне и кирпиче,  не выдерживает критики и вызывает улыбку. Получается так, что аксиома о необходимости точного прогнозирования спроса на продукцию все-таки требует доказательств. Для первой группы руководителей эти доказательства подтвердят и укрепят их убеждение в необходимости точного прогнозирования спроса и качественного управления на основе знания спроса в стиле PDCA (Планируй – Выполняй план – Измеряй отклонения результатов от целей – Улучшай деятельность за счет устранения отклонений), а руководителей из второй группы, способных к рефлексии своего и чужого опыта, может быть, приведут к выводу о необходимости точного прогнозирования спроса.

Функция управления «Прогнозирование спроса» является сложной управленческой функцией. С ней связан специальный курс  обучения в современных  бизнес-школах, выпускающих MBA-руководителей. Прогнозирование спроса – это работа со статистическими рядами данных о спросе и математическими  моделями его прогнозирования. Для части руководителей это сложно в силу их личностных особенностей, что подталкивает их к замене функции «Прогнозирование спроса» на функцию «Планирование продаж», в основе которой лежит интуитивно-эвристический метод «Я так думаю». В результате план продаж назначается, исходя из желания руководителей увеличить объем чистой прибыли, которой обычно не хватает. Реализуя стратегию «Без продаж ничего не бывает» они забывают, что вместе с продажами растут не только доходы, но и расходы, и часто быстрее, чем доходы. Так предприятие наступает на «обучающие грабли»: чем больше мы продаём, тем меньше мы зарабатываем. Рефлексия неудачного опыта приносит прозрение, что в ситуации конкурентной борьбы надо управлять оптимальным уменьшением или ограничением  расходов.

Если вы, уважаемый читатель, скажете, что это и так понятно, то как тогда объяснить практику управления существующую в большом количестве компаний, хотя хочется сказать «в огромном количестве компаний», где руководители просто не знают ни одной методики прогнозирования спроса, кроме интуитивно-эвристических типа «не хуже, чем в прошлом периоде», «мы должны расти» или «надо больше и ещё больше».

Подробнее: Управление бизнесом должно начинаться с точного прогнозирования спроса